Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сольфеджио

Предмет: Сольфеджио 1 класс

срок обучения 8лет

 

Тема урока: Динамические оттенки

Цель урока: Повторение, закрепление

Задание:

  • Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Что такое ГАММА?

  1. Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
  2. Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
  3. Что такое ЛАД?
  • Выполнить задание по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой

Страница 15. Задания 18 и 19

 

 

Предмет: Сольфеджио. 1 класс

срок обучения 5 лет

 

Тема урока: Динамические оттенки. Тональность Фа мажор.

Цель урока: Повторение, закрепление

Задание:

Тема: Тональность си b мажор.

Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.

Задания:

  1. Ответить на вопросы:

1.Что такое ГАММА?

  1. Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
  2. Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
  3. Что такое ЛАД?
  4. Повторить, петь гамму Фа мажор, в ней тоническое трезвучие, вводные звуки, опевание тоники.

Предмет: Сольфеджио. 2 класс

срок обучения 8 лет

 

Тема: Тональность соль минор натуральный и гармонический.

Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.

Задания:

  1. Ответить на вопросы:
  2. Что такое ГАММА?
  3. Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
  4. Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
  5. Что такое ЛАД?
  6. Какие звуки называются ВВОДНЫМИ?
  7. Сколько ВИДОВ МИНОРА ты знаешь?
  8. Что такое ИНТЕРВАЛ?
  9. Какие интервалы всегда ЧИСТЫЕ?
  10. Какие интервалы могут быть МАЛЫМИ И БОЛЬШИМИ?
  11. Сколько ступеней в интервале ПРИМА?
  12. Записать гамму соль минор натуральный и гармонический:

 

  1. Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 2 класс. Страница 18. Задание 15

 

 

 

Предмет: Сольфеджио. 3 класс

срок обучения 8лет

 

 

 

Тема урока: Тональность до минор

Цель урока: Повторение, закрепление

Задание:

  • Повторить и петь гамму до минор натуральную и гармоническую. В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)

 

  • Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»
  • Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой

Страница 28. Задание 5 (а, б)

 

 

 

Предмет: Сольфеджио. 4 класс

срок обучения 8 лет

с 6 – 11 апреля 2020 года

 

 

Тема: Тональность фа минор.

Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.

Задания:

  1. Тест. Выбрать правильный вариант ответа.
  2. На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?

а) на терцовом

б) на основном

в) на квинтовом

  1. Пунктирный ритм выражается длительностями:

А) восьмая, 2 шестнадцатых

Б) восьмая с точкой и шестнадцатая

В) восьмая, четверть, восьмая

  1. Тритон – это

А) трезвучие на III ступени

Б) интервал, в котором 3 тона

В) м.3 и б.3

  1. В какой тональности больше ключевых знаков?

А) Фа мажор

Б) Ля b мажор

В) до минор

  1. Доминантовый септаккорд состоит из…

А) септим

Б) семи звуков

В) терций

  1. Тональности Миb мажор и до минор являются

А) параллельными

Б) одноимёнными

В) устойчивыми

  1. D6|4 cтроится на…

А) II ступени

Б) VI ступени

В) V ступени

  1. При обращении м.3 перейдёт в…

А) б.3

Б) б.6

В) б.7

 

  1. Записать гамму фа минор натуральный, гармонический, в ней Т53,Т6,Т64; S53,S6,S64; D53,D6,D64.
  2. Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 4 класс. Страница 11. Задание 1 (а)

 

  1. Петь № 360 из учебника Б. Калмыкова – Г. Фридкина «Сольфеджио. Одноголосие», пользуясь приложением «Сольфик».

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?time_continue=23&v=xX3onBr0_Dw&feature=emb_logo

 

 

Предмет: Сольфеджио. 5 класс

срок обучения 8лет

с 6 – 11 апреля 2020 года

 

Тема урока: Тритоны

Цель урока: повторить тритоны на ступенях натурального мажора и гармонического минора

Тритонами называются интервалы, содержащие три тона

К ним относятся увеличенная кварта (ув 4) и уменьшенная квинта ум5

Ув4 строится на 4-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в м 6 , а в миноре в б6

Ум 5 строится на 7-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в б3. а в миноре в м з

Задания.

1.Построить гаммы ре мажор и до минор гармоническую, в них ув 4 и ум 5 с разрешением.

  1. От ноты «ре» построить и разрешить в мажорной и минорной тональностях ув 4 и ум 5.

 

 

 

Предмет: Сольфеджио. 6 класс

(срок обучения 8лет)

 

Тема урока: Две пары тритонов

Цель: Повторение, закрепление материала

 

  1. Повторить буквенное обозначение и ключевые знаки тональностей
  2. В тональности cis-moll гармонический построить и спеть: ув.2, ум.7 и тритоны с разрешением; последовательность аккордов – t53-D64-t6-t53-s64-УмVII7-t
  3. Размер 6/8. Виды группировок в размере 6/8: выполнить задания в Рабочей тетради Г.Калининой,5 кл.- стр.26-27 №1,2,3 (а)
  4. Спеть № 394 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 4 класс.). https://youtu.be/VXBbkmmhmow

 

 

 

Предмет: Сольфеджио. 7 класс

(срок обучения 8 лет)

 

Тема урока. Увеличенное трезвучие (ув 5/3)

 Цель урока: Познакомить учащихся с увеличенным трезвучием. Повторить характерные интервалы.

Увеличенное трезвучие: Ув.53 состоит из б3 + б3. Строится только в гармонических ладах в мажоре на 6-й пониженной ступени, а в миноре на 3-й ступени. В мажоре разрешается в т6/4 , а в миноре в т6.. При разрешении два звука остаются на месте, они устойчивые, а неустойчивый переходит в соседний устойчивый (в мажоре на м2 вниз, а в миноре на м2 вверх).

Характерные интервалы

Это интервалы, которые встречаются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре, благодаря понижению 6 ступени в мажоре и повышению 7 ступени в миноре. К ним относятся Увеличенная секунда, уменьшенная септима, увеличенная квинта и уменьшенная кварта.

Ув2 (увеличенная секунда) строится на 6 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч4.

Ум7 (уменьшенная септима) строится на 7 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч5.

Ув5 (увеличенная квинта) строится на 6 пониженной в мажоре и на 3 ступени в миноре разрешается в б6

При разрешении в мажоре верхний звук остается на месте, а нижний опускается на полутон. В миноре нижний остается на месте, а верхний поднимается на полутон.

Ум4 (уменьшенная кварта) строится на3 ступени в гармоническом мажоре и на 7 повышенной ступени в гармоническом миноре. Разрешается в м3 При разрешении в мажоре нижний звук остается на месте, а верхний опускается на полутон , а в миноре верхний звук на месте, нижний поднимается на полутон.

Задание: Построить в тональностях ре мажор (гармонический) и ми минор (гармонический ) Ув 5/3,ув 2, ум 7, ув 5, ум 4.

 


Задания для обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащихся

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»

Класс: 4

на период с 6 – 11 апреля 2020 года

 

 

Тема урока: Обращение интервалов.

Цель: Повторение, закрепление материала

  1. Обращение интервалов.

 Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз, в результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9 , а сумма тонов равна 6.

Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие. Например: ч1 – в ч.8; м.2 — б.7; б.3 –м.6; ч.4 – ч.5; ув.4 –ум.5 и наоборот.

  1. В тональности Си b мажор построить и спеть: б.3(I, IV, Vст.); аккорды: Т5/3 — S5/3 — D5/3
  2. Построить и спеть от «сиb»: ч.4; Б6/4.
  3. №280 (Калмыков и Фридкин, 1ч.) :https://youtu.be/HKIPMVHM03Q – выучить наизусть с дирижированием:

 

 

Предмет: сольфеджио

Предмет: Сольфеджио

 по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

3 класс (срок обучения 4 года)

с 6 по 11апреля 2020 года

 

Предмет: Сольфеджио.

Тема: Повторение. Тональности минора до 3-х знаков.

Цель урока: Повторение, закрепление

Задания:

Повторить и петь гамму фа # минор натуральную и гармоническую.

 

В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)

Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»

Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 3 класс.

Страница 28. Задание 5 (а, б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: Сольфеджио

 по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

4 класс (срок обучения 4 года)

с 6 по 11апреля 2020 года

 

 

Тема: Повторение, закрепление пройденного материала.

Цель урока: Подготовка к выпускному экзамену.

  1. Лад. Строение мажорной гаммы.

 Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Мажорная гамма имеет строение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2 тона полутон, 3 тона полутон).

  1. Спеть гамму Ре мажор, в ней Т53-Т6-Т64
  2. Построить и спеть от «ре» – б3, ч.5
  3. Спеть № 277. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие.

Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»

Ссылка: https://vk.com/video-139866319_456240209

Билет №2

  1. Лад. Строение минорной гаммы. Три вида минора.

Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным. Минорная гамма имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2 тона. Существует 3 вида минора.

Минор, в котором нет изменений, называется натуральным. Минор, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень, называется гармоническим, при этом между VI и VII# ступенью образуется ув.2. Минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз повышения отменяются, называется мелодическим.

  1. Спеть гамму ля минор мелодический, в ней t53-t6-t64
  2. Построить и спеть от «ля» – м3, ч4
  3. Спеть № 126. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие. Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1JXR4EW5fAA

 

 

Предмет: Сольфеджио

 по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

7 класс (срок обучения 7 лет)

с 6 по 11апреля 2020 года

 

Тема урока: Обращение D7. Строение и разрешение.

Цель: Повторение, закрепление материала

  1. Обращение D7. Строение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора, но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд. Доминантсептаккорд (Д7) – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Доминантсептаккорд (Д7) имеет три обращения:

I обр. — Квинтсекстаккорд (на VII ст.) Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в

Т 5/3 с удвоенным основным тоном.

II обр. — Терцквартаккорд (на II ст.) Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

III обр.- Секундаккорд (на IV ст.): Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным основным тоном.

  1. Построить и спеть h – moll гармонический в нем: ув.2, ум.7 с разрешением; D65 – Т 53.
  2. Построить и спеть от «си»: б.3, ч.4; М 64 вверх.
  3. Спеть № 485 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 1ч.) https://youtu.be/HKIPMVHM03Q


 

Ссылки на учебную литературу:

СОЛЬФЕДЖИО:
1) Учебники = нотные пособия:

Н.БАЕВА, Т.ЗЕБРЯК. СОЛЬФЕДЖИО 1-2 класс (формат pdf):
https://yadi.sk/i/fWO7RFEk3Bbhpz

Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 1 — одноголосие:
http://yadi.sk/d/vNU9dzet2MJSQ

П.ДРАГОМИРОВ. УЧЕБНИК СОЛЬФЕДЖИО:
https://yadi.sk/d/nyzDdH336kiri

Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 2 — двухголосие:
http://yadi.sk/d/4VURBfs22MJay

Е.ДАВЫДОВА. СОЛЬФЕДЖИО 3, 4, 5 класс:
https://yadi.sk/d/dkJv5VOwzkETK

Е.ВАРЛАМОВА. СОЛЬФЕДЖИО 1,2, 3, 4, 5 класс по 5-летней программе:
https://yadi.sk/d/DKSOtnZtzkGBw

Г.ФРИДКИН. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО:
https://yadi.sk/d/FfAGkA8qjjdRs
__________________

2) Рабочие тетради:

Г.КАЛИНИНА. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО СОЛЬФЕДЖИО (с 1 по 7 классы):
https://yadi.sk/d/zf2bd_IGjmpow
__________________

3) Правила:

С.КОРОЛЁВА. «Я СЛЫШУ, ЗНАЮ И ПОЮ»:
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО С 1 ПО 7 КЛАСС:
https://yadi.sk/i/CTDPVE6e3KG5jb

Н.ПАНОВА. КОНСПЕКТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
(В ПОМОЩЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ПО СОЛЬФЕДЖИО):
http://yadi.sk/d/4m0R-vuz6kkO4

Г.ФРИДКИН. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ (формат djvu):
https://yadi.sk/d/3Qv_h0tT6kkRE

ТАБЛИЦЫ С ТЕМАМИ ПО СОЛЬФЕДЖИО
https://yadi.sk/d/GVAkpiGuJXDbZQ
________________

  

 Выполненные задания присылать в отсканированном ил сфотографированном виде вашему преподавателю по музыкально-теоретическим дисциплинам.