Сольфеджио
Предмет: Сольфеджио 1 класс
срок обучения 8лет
Тема урока: Динамические оттенки
Цель урока: Повторение, закрепление
Задание:
- Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.Что такое ГАММА?
- Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
- Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
- Что такое ЛАД?
- Выполнить задание по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой
Страница 15. Задания 18 и 19
Предмет: Сольфеджио. 1 класс
срок обучения 5 лет
Тема урока: Динамические оттенки. Тональность Фа мажор.
Цель урока: Повторение, закрепление
Задание:
Тема: Тональность си b мажор.
Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.
Задания:
- Ответить на вопросы:
1.Что такое ГАММА?
- Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
- Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
- Что такое ЛАД?
- Повторить, петь гамму Фа мажор, в ней тоническое трезвучие, вводные звуки, опевание тоники.
Предмет: Сольфеджио. 2 класс
срок обучения 8 лет
Тема: Тональность соль минор натуральный и гармонический.
Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.
Задания:
- Ответить на вопросы:
- Что такое ГАММА?
- Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
- Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
- Что такое ЛАД?
- Какие звуки называются ВВОДНЫМИ?
- Сколько ВИДОВ МИНОРА ты знаешь?
- Что такое ИНТЕРВАЛ?
- Какие интервалы всегда ЧИСТЫЕ?
- Какие интервалы могут быть МАЛЫМИ И БОЛЬШИМИ?
- Сколько ступеней в интервале ПРИМА?
- Записать гамму соль минор натуральный и гармонический:
- Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 2 класс. Страница 18. Задание 15
Предмет: Сольфеджио. 3 класс
срок обучения 8лет
Тема урока: Тональность до минор
Цель урока: Повторение, закрепление
Задание:
- Повторить и петь гамму до минор натуральную и гармоническую. В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)
- Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»
- Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой
Страница 28. Задание 5 (а, б)
Предмет: Сольфеджио. 4 класс
срок обучения 8 лет
с 6 – 11 апреля 2020 года
Тема: Тональность фа минор.
Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.
Задания:
- Тест. Выбрать правильный вариант ответа.
- На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?
а) на терцовом
б) на основном
в) на квинтовом
- Пунктирный ритм выражается длительностями:
А) восьмая, 2 шестнадцатых
Б) восьмая с точкой и шестнадцатая
В) восьмая, четверть, восьмая
- Тритон – это
А) трезвучие на III ступени
Б) интервал, в котором 3 тона
В) м.3 и б.3
- В какой тональности больше ключевых знаков?
А) Фа мажор
Б) Ля b мажор
В) до минор
- Доминантовый септаккорд состоит из…
А) септим
Б) семи звуков
В) терций
- Тональности Миb мажор и до минор являются
А) параллельными
Б) одноимёнными
В) устойчивыми
- D6|4 cтроится на…
А) II ступени
Б) VI ступени
В) V ступени
- При обращении м.3 перейдёт в…
А) б.3
Б) б.6
В) б.7
- Записать гамму фа минор натуральный, гармонический, в ней Т53,Т6,Т64; S53,S6,S64; D53,D6,D64.
- Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 4 класс. Страница 11. Задание 1 (а)
- Петь № 360 из учебника Б. Калмыкова – Г. Фридкина «Сольфеджио. Одноголосие», пользуясь приложением «Сольфик».
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?time_continue=23&v=xX3onBr0_Dw&feature=emb_logo
Предмет: Сольфеджио. 5 класс
срок обучения 8лет
с 6 – 11 апреля 2020 года
Тема урока: Тритоны
Цель урока: повторить тритоны на ступенях натурального мажора и гармонического минора
Тритонами называются интервалы, содержащие три тона
К ним относятся увеличенная кварта (ув 4) и уменьшенная квинта ум5
Ув4 строится на 4-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в м 6 , а в миноре в б6
Ум 5 строится на 7-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в б3. а в миноре в м з
Задания.
1.Построить гаммы ре мажор и до минор гармоническую, в них ув 4 и ум 5 с разрешением.
- От ноты «ре» построить и разрешить в мажорной и минорной тональностях ув 4 и ум 5.
Предмет: Сольфеджио. 6 класс
(срок обучения 8лет)
Тема урока: Две пары тритонов
Цель: Повторение, закрепление материала
- Повторить буквенное обозначение и ключевые знаки тональностей
- В тональности cis-moll гармонический построить и спеть: ув.2, ум.7 и тритоны с разрешением; последовательность аккордов – t53-D64-t6-t53-s64-УмVII7-t
- Размер 6/8. Виды группировок в размере 6/8: выполнить задания в Рабочей тетради Г.Калининой,5 кл.- стр.26-27 №1,2,3 (а)
- Спеть № 394 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 4 класс.). https://youtu.be/VXBbkmmhmow
Предмет: Сольфеджио. 7 класс
(срок обучения 8 лет)
Тема урока. Увеличенное трезвучие (ув 5/3)
Цель урока: Познакомить учащихся с увеличенным трезвучием. Повторить характерные интервалы.
Увеличенное трезвучие: Ув.53 состоит из б3 + б3. Строится только в гармонических ладах в мажоре на 6-й пониженной ступени, а в миноре на 3-й ступени. В мажоре разрешается в т6/4 , а в миноре в т6.. При разрешении два звука остаются на месте, они устойчивые, а неустойчивый переходит в соседний устойчивый (в мажоре на м2 вниз, а в миноре на м2 вверх).
Характерные интервалы
Это интервалы, которые встречаются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре, благодаря понижению 6 ступени в мажоре и повышению 7 ступени в миноре. К ним относятся Увеличенная секунда, уменьшенная септима, увеличенная квинта и уменьшенная кварта.
Ув2 (увеличенная секунда) строится на 6 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч4.
Ум7 (уменьшенная септима) строится на 7 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч5.
Ув5 (увеличенная квинта) строится на 6 пониженной в мажоре и на 3 ступени в миноре разрешается в б6
При разрешении в мажоре верхний звук остается на месте, а нижний опускается на полутон. В миноре нижний остается на месте, а верхний поднимается на полутон.
Ум4 (уменьшенная кварта) строится на3 ступени в гармоническом мажоре и на 7 повышенной ступени в гармоническом миноре. Разрешается в м3 При разрешении в мажоре нижний звук остается на месте, а верхний опускается на полутон , а в миноре верхний звук на месте, нижний поднимается на полутон.
Задание: Построить в тональностях ре мажор (гармонический) и ми минор (гармонический ) Ув 5/3,ув 2, ум 7, ув 5, ум 4.
Задания для обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор»
Класс: 4
на период с 6 – 11 апреля 2020 года
Тема урока: Обращение интервалов.
Цель: Повторение, закрепление материала
- Обращение интервалов.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз, в результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9 , а сумма тонов равна 6.
Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие. Например: ч1 – в ч.8; м.2 — б.7; б.3 –м.6; ч.4 – ч.5; ув.4 –ум.5 и наоборот.
- В тональности Си b мажор построить и спеть: б.3(I, IV, Vст.); аккорды: Т5/3 — S5/3 — D5/3
- Построить и спеть от «сиb»: ч.4; Б6/4.
- №280 (Калмыков и Фридкин, 1ч.) :https://youtu.be/HKIPMVHM03Q – выучить наизусть с дирижированием:
Предмет: сольфеджио
Предмет: Сольфеджио
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
3 класс (срок обучения 4 года)
с 6 по 11апреля 2020 года
Предмет: Сольфеджио.
Тема: Повторение. Тональности минора до 3-х знаков.
Цель урока: Повторение, закрепление
Задания:
Повторить и петь гамму фа # минор натуральную и гармоническую.
В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)
Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»
Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 3 класс.
Страница 28. Задание 5 (а, б)
Предмет: Сольфеджио
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
4 класс (срок обучения 4 года)
с 6 по 11апреля 2020 года
Тема: Повторение, закрепление пройденного материала.
Цель урока: Подготовка к выпускному экзамену.
- Лад. Строение мажорной гаммы.
Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Мажорная гамма имеет строение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2 тона полутон, 3 тона полутон).
- Спеть гамму Ре мажор, в ней Т53-Т6-Т64
- Построить и спеть от «ре» – б3, ч.5
- Спеть № 277. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие.
Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»
Ссылка: https://vk.com/video-139866319_456240209
Билет №2
- Лад. Строение минорной гаммы. Три вида минора.
Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным. Минорная гамма имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2 тона. Существует 3 вида минора.
Минор, в котором нет изменений, называется натуральным. Минор, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень, называется гармоническим, при этом между VI и VII# ступенью образуется ув.2. Минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз повышения отменяются, называется мелодическим.
- Спеть гамму ля минор мелодический, в ней t53-t6-t64
- Построить и спеть от «ля» – м3, ч4
- Спеть № 126. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие. Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1JXR4EW5fAA
Предмет: Сольфеджио
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
7 класс (срок обучения 7 лет)
с 6 по 11апреля 2020 года
Тема урока: Обращение D7. Строение и разрешение.
Цель: Повторение, закрепление материала
- Обращение D7. Строение и разрешение.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора, но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд. Доминантсептаккорд (Д7) – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Доминантсептаккорд (Д7) имеет три обращения:
I обр. — Квинтсекстаккорд (на VII ст.) Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в
Т 5/3 с удвоенным основным тоном.
II обр. — Терцквартаккорд (на II ст.) Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
III обр.- Секундаккорд (на IV ст.): Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным основным тоном.
- Построить и спеть h – moll гармонический в нем: ув.2, ум.7 с разрешением; D65 – Т 53.
- Построить и спеть от «си»: б.3, ч.4; М 64 вверх.
- Спеть № 485 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 1ч.) https://youtu.be/HKIPMVHM03Q
Ссылки на учебную литературу:
СОЛЬФЕДЖИО:
1) Учебники = нотные пособия:
Н.БАЕВА, Т.ЗЕБРЯК. СОЛЬФЕДЖИО 1-2 класс (формат pdf):
https://yadi.sk/i/fWO7RFEk3Bbhpz
Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 1 — одноголосие:
http://yadi.sk/d/vNU9dzet2MJSQ
П.ДРАГОМИРОВ. УЧЕБНИК СОЛЬФЕДЖИО:
https://yadi.sk/d/nyzDdH336kiri
Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 2 — двухголосие:
http://yadi.sk/d/4VURBfs22MJay
Е.ДАВЫДОВА. СОЛЬФЕДЖИО 3, 4, 5 класс:
https://yadi.sk/d/dkJv5VOwzkETK
Е.ВАРЛАМОВА. СОЛЬФЕДЖИО 1,2, 3, 4, 5 класс по 5-летней программе:
https://yadi.sk/d/DKSOtnZtzkGBw
Г.ФРИДКИН. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО:
https://yadi.sk/d/FfAGkA8qjjdRs
__________________
2) Рабочие тетради:
Г.КАЛИНИНА. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО СОЛЬФЕДЖИО (с 1 по 7 классы):
https://yadi.sk/d/zf2bd_IGjmpow
__________________
3) Правила:
С.КОРОЛЁВА. «Я СЛЫШУ, ЗНАЮ И ПОЮ»:
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО С 1 ПО 7 КЛАСС:
https://yadi.sk/i/CTDPVE6e3KG5jb
Н.ПАНОВА. КОНСПЕКТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
(В ПОМОЩЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ПО СОЛЬФЕДЖИО):
http://yadi.sk/d/4m0R-vuz6kkO4
Г.ФРИДКИН. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ (формат djvu):
https://yadi.sk/d/3Qv_h0tT6kkRE
ТАБЛИЦЫ С ТЕМАМИ ПО СОЛЬФЕДЖИО
https://yadi.sk/d/GVAkpiGuJXDbZQ
________________
Выполненные задания присылать в отсканированном ил сфотографированном виде вашему преподавателю по музыкально-теоретическим дисциплинам.